Руссо Жан Жак «Об общественном договоре, или принципы политического права»
Что такое общественный договор, и как он позволяет обрести истинную свободу человеку. Что теряет человек заключая такой договор. Зачем человеку другие. Как выглядит здоровое государство и какие в нём акторы.
Биография
Руссо родился 1712 в Женеве, умер в 1778 рядом с Парижем. Родился в семье часовщика, мать же умерла при родах, воспитанием его занимались дядя и тетя. Отец привил любовь к чтению. С 10 до 12 лет воспитывался у священника, где изучил латынь и священо писание. В 16 лет уходит скитаться и в течение следующих 16 лет пробует себя в множестве профессией: воспитатель в частном доме, лакеем, секретарем, кроме того изучает теорию музыки и много читает. Его возлюбленной стала госпожа Де Варан, старше его и образование, которая сильно повлияла на него: она научила его писать и говорить языком образованного общества.
Среди калейдоскопа профессий он выделял занятия музыкой и даже написал оперу, которая ставилась в Париже и за что король франции предложил ему пенсию. От которой Руссо отказался будучи убежденным демократом. В конечном итоге Руссо зарабатывал переписыванием нот.
Переехав в Париж знакомится посвященной верхушкой, выстраивает с ними отношения. Но позже входит с ними в разлад. Руссо, был крайне неприятный человек — со всеми ругался.
Три периода творчества Руссо
1. Ранний период. С 1749 пишет сочинение на тему «способствовало ли возрождение науки и искусств очищению нравов», для участия в конкурсе объявленным французской академии наук. В сочинении Руссо противопоставляет природу и цивилизацию, и близость к природе способствует проявлению естественности нравов.
Что входит в пику тогдашнему развитию мысли, в то время развивается тезис, что просвещение помогает нравственному развитию человека. По Руссо же науки и искусства развращают и отдаляют человека от счастья.
Второе важное произведение этого периода Руссо рассуждение о происхождении неравенства между людьми, 1755 год. Неравенство между людьми — не естественное, а искусственное, связанное с появлением частной собственности.
2. Зрелый период. С 1756 по 1762. В этот период он уезжает из Парижа в деревню, там пишется «Трактат об общественном договоре», который запрещается на уровне парламента Франции. Который и будет разобран ниже.
3. Поздний период. С 1762 по 1778. Руссо вынужден бежать в Швейцарию из-за своих работ, входящих в пику мыслей современников того времени. В конечном итоге уезжает в Англию, позже же возвращается во Францию в 1768 году. У Руссо формируется «мания преследования» и «теория заговора». В тот же период он издает музыкальный словарь, и пишет оперную мелодраму.
В своих работах Руссо рассуждает о природе и развитие восприятия.
Руссо считает, что развитие восприятия в первую очередь должно быть направлено на формирование чувств сострадания и милосердия.
Идеи Руссо, оказывают сильное влияние на поздних деятелей истории и культуры. В частности Муссолини опирается на извращенную идею Руссо, по которой надо стремиться к природе, а города наоборот толкают людей к разврату. Толстой боготворил Руссо. Единственный портрет который висле у Канта в кабинете — портрет Руссо.
Содержание
Люди в естественном состоянии, вовсе не враги друг другу. Естественные отношения между людей не есть вражда, так как война бывает только в отношении имущества.
Люди объединяются ради самосохранения — «заключая общественный договор», когда польза от нахождения в обществе превышает угрозу выживания будучи одиноким. Объединившись, кроме самого себя человек сохраняет свою свободу. Идет обмен естественной свободы на гражданскую, которая проявляется в обществе в виде законов. Когда человек был одинок, он имел свободу ограниченную — так как действовало правило сильного: тот кто сильнее может у тебя забрать, то что захочет. А заключая общественный договор человек получает свободу в устойчивом виде. Теперь не он один защищает свою свободу, а вся мощь общества помогает удерживать ему её. В общественном договоре, ничего не отчуждается, а только приобретается.
Есть два вида единства ассоциация и агрегация. Агрегации — это общности которые удерживаются на насилии, это ложные единства. Ассоциации — это общности истинного суверена, которые проявляется в появлении общей воли. Когда люди вступают в общественный договор они передают свои права полностью. Поскольку все отчуждают свою волю полностью, то тогда же и появляется равенство. Общая воля народа одно из понятий, которые активно использовали фашисты, но извратили его повернув что единство задает партия.
Любой человек современного общества разрывается между защитой государства и тем, чтобы сохранить свою собственность и жизнь. Как гражданин он должен пойти добровольцем на войну, а как человек понимает, что «у мертвых нет собственности».
Суверен по Руссо состоит из граждан. Любой человек не заключивший общественный договор с этим обществом, не став его гражданином — иноземец. Основа собственности является собственностью на землю, поэтому суверенитет обязан по определению закрепляться на какой-то территории. Манифестация суверена — конституция.
Ни одно государство не может обойтись без правительства. На правительство возлагается важнейшая функция исполнителя воли народа. И получается в государстве три актора: суверен, народ и правительство. Отличая правительства от суверена, в том что правительство подзаконное. Суверен же выполняет функцию законодательную.
Руссо выделяет три формы реализации суверенитета или три формы управления: монархия, демократия и аристократия. Он также различает сильное и слабое правительство. Сильное правительство — следует воли своего суверена, и для этого оно должно быть небольшим, чтобы исключить возможность различного трактования законов суверена в примирительной практики и вмешивании личного интереса.
Политическое искусство — это умение различать влиятельное от невлиятельного, формальное от содержательного. Руссо различается право от политического права. Политическое право, это когда на местах ты действуешь не по закону, а учитываешь влиятельность людей, применяя санкцию. И когда появляется политическое право, а не просто право, то это сигнал к тому что правительство слабое, ибо не может исполнить свою главную функцию.
Два аспекта суверенитета, первый — прямое проявление суверена или право на установление законов, второе — делегирование суверена своей власти правительству. Монархия больше подходит для больших государств, потому что правительство будет расти, и значит появится пространство для различных интерпретаций законов.
Для государств умеренного размера Руссо утверждает, что лучше подходит аристократия, так как они выбранные. Механизма выборности позволяет давать дорогу наиболее способным людям.
Демократия же подходит для маленьких стран, так как там можно всех собрать. Как пример, в Риме собиралось 400 тысяч граждан, и вполне выполняли роль суверена. Форма правления народа зависит не только от территории, но и от: его привычки исполнять закон, образованности, организации труда, стиля потребления.
Акты, которые устанавливает суверен — священны, верхозаконны. При появлении государства происходит второе рождение человека в качестве гражданина после появление общественного договора. И тогда религия по Руссо становится политическим инструментом, инструментом для легитимации власти. Инструментом воспитания граждан к гражданству.
Руссо выделяет четыре формы религии:
- Личная и персональная: обрядовость, церемонии, крещение.
- Политеизм. У каждого народа — свой бог. Так как у каждого народа свой суверенитет.
- Пантеон. На примере — Рима. Верь в кого хочешь, главное соблюдай закон.
- Христианство является наиболее поганым для суверена по Руссо. У христианина родина на небе, ему по большому счету не важно победили или проиграли в сражении, а важно соблюдение завета. Христианин — либо противник государства, либо гражданин выполняющий свою функцию спустя рукава. Чтобы спасти нацию, надо сначала упразднить христианство. Для любого христианства — есть приоритета духа и отечество на небесах.
Избранные цитаты
По Руссо, русские же никогда не станут цивилизованными, вот как он это поясняпет:
Русские никогда не станут истинно цивилизованными, так как они подверглись цивилизации чересчур рано. Петр обладал талантами подражательными, у него не было подлинного гения, того, что творит и создает все из ничего. Кое-что из сделанного им было хорошо, большая часть была не к месту. Он понимал, что его народ был диким, но совершенно не понял, что он еще не созрел для уставов гражданского общества (90). Он хотел сразу просветить и благоустроить свой народ, в то время как его надо было еще приучать к трудностям этого. Он хотел сначала создать немцев, англичан, когда надо было начать с того, чтобы создавать русских. Он помешал своим подданным стать когда-нибудь тем, чем они могли бы стать, убедив их, что они были тем, чем они не являются.
Даже в разгаре войны справедливый государь, захватывая во вражеской стране все, что принадлежит народу в целом, при этом уважает личность и имущество частных лиц; он уважает права, на которых основаны его собственные.
Об общественном договоре: Наконец, каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя никому в отдельности. И так как нет ни одного члена ассоциации, в отношении которого остальные не приобретали бы тех же прав, которые они уступили ему по отношению к себе, то каждый приобретает эквивалент того, что теряет, и получает больше силы для сохранения того, что имеет.
По Общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает.
К тому, что уже сказано о приобретениях человека и гражданском состоянии, можно было бы добавить моральную свободу, которая одна делает человека действительным хозяином самому себе; ибо поступать лишь под воздействием своего желания есть рабство, а подчиняться закону, который ты сам для себя установил, есть свобода.
Первоначальное соглашение не только не уничтожает естественное равенство людей, а, напротив, заменяет равенством как личностей и перед законом все то неравенство, которое внесла природа в их физическое естество; и хотя люди могут быть неравны по силе или способностям, они становятся все равными в результате соглашения и по праву.
Про тиранов
Узурпаторы всегда вызывают ли выбирают такие смутные времена, чтобы провести, пользуясь охватившим все общество страхом, разрушительные законы, которых народ никогда не принял бы в спокойном состоянии. Выбор момента для первоначального устроения – это один из самых несомненных признаков, по которым можно отличить творение Законодателя от дела тирана.
Их личный интерес прежде всего состоит в том, чтобы народ был слаб, бедствовал и никогда не мог им сопротивляться. Конечно, если предположить, что подданные всегда будут оставаться совершенно покорными, то государь был бы тогда заинтересован в том, чтобы народ был могущественен, дабы это могущество, будучи его собственным, сделало государя грозным для соседей.
И, в конечном счете, деспотизм правит подданными не для того, чтобы сделать их счастливыми, но разоряет их, чтобы ими править.
Как только кто-либо говорит о делах Государства: “что мне до этого?”, следует считать, что Государство погибло.
Про суверен и христианство
Поскольку по Общественному договору все граждане равны, то все могут предписывать то, что все должны делать, но никто не имеет права требовать, чтобы другой сделал то, чего он не делает сам. Именно это право, необходимое, чтобы сообщить жизнь и движение Политическому организму, и дает суверен государю, учреждая Правительство
Христианство проповедует лишь рабство и зависимость. Его дух слишком благоприятен для тирании, чтобы она постоянно этим не пользовалась. Истинные христиане созданы, чтобы быть рабами; они это знают, и это их почти не тревожит; сия краткая жизнь имеет в их глазах слишком мало цены.